alla cappella, хоровое пение без инструментального сопровождения. Распространено в народном и церковном пении (обиходном и авторском) и композиторском творчестве. Происхождение термина, вошедшего в употребление с кон. XVII в., традиционно связывается с богослужебной практикой Сикстинской капеллы, где не использовались муз. инструменты для аккомпанирования голосов певчих. В ветхозаветном богослужении употреблялось как пение без сопровождения, так и пение, сопровождаемое игрой на муз. инструментах (см. Музыка и муз. инструменты в Библии). Климент Александрийский обращал внимание на отличие христ. богослужения в муз. отношении от евр. и языческого: «Мы же в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (Логосом), а не псалтирью уже... и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой» (Педагог. II 4). В то же время Климент допускал возможность пения «с аккомпанементом лиры или арфы» во время общинных трапез (см. Агапа).
В ср. века пение А c. господствовало в церковном хоровом искусстве. Практика Зап. и Вост. Церквей стала расходиться после введения в 660 г. по инициативе папы Виталиана (657-672) в зап. богослужение органного сопровождения. Многоголосие А c. достигло наивысшего расцвета в эпоху Возрождения - у мастеров нидерл. (Жоскен Депре, О. Лассо) и рим. (Дж. П. да Палестрина, О. Беневоли, Д. Скарлатти) школ церковной музыки; в светском певч. искусстве этот стиль пения воплощен в мадригалах. Изначально он был полифоническим, в XVII-XVIII вв. к вокальным голосам могли присоединяться инструменты - солирующие или генерал-бас. С XIX в. термин восстанавливает свое утраченное значение: в произведениях стиля А c. инструменты перестают употребляться, а сам стиль во многом отождествляется с церковным стилем. В странах Зап. Европы старинная музыка А c. почитается как совершенная форма изложения церковной музыки, совр. церковно-певч. практика стремится приблизиться к идеалу эпохи Возрождения.
На Востоке преобладало пение без сопровождения, однако в нек-рых Церквах допускалось использование инструментов. Так, в Эфиопской Церкви богослужебные песнопения до сих пор могут исполняться как хором А c., так и в сопровождении сакральных инструментов (барабана «кэбэро», деревянных палок «маквамийа»), нередко в соединении с ритмическими танцевальными движениями. Инструментальное сопровождение известно также в богослужении Коптской и Малабарской Церквей (см. Коптская Церковь; Малабарская Церковь). В традиции большинства Вост. Церквей (Византия, Армения, Грузия, Сербия, Болгария и др.) используется только хоровое пение А c.
В России пение А c. развивалось от анонимных монодийных образцов к многоголосным преимущественно авторским композициям (произведения С. И. Беляева, В. П. Титова, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.). В нач. XX в. предпринимались попытки введения в церковное пение инструментального сопровождения. А. Т. Гречанинов в 1917 г. написал «Демественную Литургию» Соч. 79 (№ 3) с сопровождением оркестра, органа и арфы, что вызвало критику со стороны проф. КДА свящ. В. Д. Прилуцкого. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. Гречанинов поставил на обсуждение вопрос о необходимости введения органа в правосл. богослужение с целью «придания церковной службе большей музыкальной красоты, возвышенности и силы воздействия на молитвенное настроение молящихся» (еще до этого в Собор поступил доклад муз. критика В. В. Надина-Уварова о введении в богослужение струнных щипковых инструментов - гуслей, арф, цитр и псалтырионов). Предложение А. Д. Кастальского ограничиться введением более доступного по цене для сельских церквей инструмента - фисгармонии - было поддержано свящ. Д. В. Аллемановым, но встретило возражения уже упомянутого проф. свящ. В. Прилуцкого, Е. М. Витошинского (председателя подотдела Собора по церковному пению), свящ. Л. Е. Иваницкого и др. членов заседания и принято не было. Правосл. традиция продолжает сохранять церковное пение А c., оставляя возможность использования муз. инструментов во внебогослужебной духовной музыке.